Премьера в
театре «Маленький» - это всегда интересно. На этот раз склонный к философизму
Игорь Березин погрузился в психологические тонкости Теннесси Уильямса.
Информация для
тех, кто не осведомлен. Театр «Маленький» существует в Тель-Авиве с 1997 года. Сейчас
он обосновался в крохотной помещении при кафе в городском парке на Кинг Джордж.
Недавно в своей
статье «Синдром культурной близорукости» я писал о «культурной алие», которая
выкладывает бешеные деньги на гастролеров-халтурщиков, но не потратит пару
шекелей, чтобы посмотреть гораздо более яркие работы местных режиссеров и
актеров. Среди этих талантливых людей – и режиссер Игорь Березин. Он любит
сложные философские коллизии и ставил Хармса, Камю, Бюхнера, Достоевского,
Чехова. Не избегал Березин и психологии: он предпочитает небанальные характеры
и ситуации - что на этот раз нашел у Теннесси Уильямса.
«Поговори со
мной, как дождь» - композиция из двух коротких пьес драматурга. В обеих два
героя – Он и Она, пытающиеся вести диалог, но не слышащие и не понимающие друг
друга. Ощущение одиночества, обреченности, заложенное в каждой из пьес,
усиливается от их состыковки: сначала разворачивается сюжет «Первая любовь», а
потом – без перерыва - «Последняя любовь». Сразу отмечу прекрасный перевод на
иврит Ефима Риненберга, который кроме актерских и режиссерских талантов,
обладает и литературным дарованием.
Березину удается
создать характерную для Теннеси Уильямса мрачную атмосферу «другой Америки»,
где нет ни процветания, ни духовных прорывов, ни даже пресловутой мечты. При
этом его пьесы лишены такой утомительной социальной конкретики, как творчество
другого американца Артура Миллера (которого очень любили советские театры). Кто
виноват в страданиях героев – капиталистический строй, или их собственные
слабости, или Судьба, Рок? Ответа нет - эта экзистенциальная неисчерпаемость
составляет суть настоящего искусства.
Сюрреалистическую
обстановку, лишенную географических и временных примет, прекрасно передает
сценография Вадима Кашарского. Мы не видим никакой бытовой атрибутики, диалог
ведется на рельсах, которые идут ниоткуда и ведут в никуда.
Героиня первой
пьесы – совсем ребенок. В ней просыпается первая любовь, которую убивает не
столько экономическая, сколько духовная нищета. У другой женщины исчезла даже
надежда на другой шанс: она много лет прожила с чужим ей человеком – тем не
менее у обоих давно нет сил расстаться.
Березин тонко
передает дух безысходности, трагедию заурядного человека, который, по
безжалостным законам биологической статистики, лишен талантов, энергетики и не
увидит в жизни ничего интересного, волнующего красивого. Хотя фабула держится
на диалоге, перед нами, в сущности, моно-спектакль. Не хочу обидеть прекрасного
актера Диму Росса, но этот драматургический материал оставляет ему роль
резонера, а трагическую мелодию выводит Анна Стефан. По-моему, актриса впервые
получает возможность продемонстрировать такой диапазон выразительных средств.
Сначала она играет недалекую, но мечтательную и амбициозную, нервную и
порывистую девчонку. С этим характером контрастирует усталая женщина, негромко
и безнадежно излагающая свой счет спившемуся, отупевшему сожителю.
Игорь Березин еще раз подтвердил репутацию режиссера, который не повторяется. По этой причине и его актеры не обрастаю штампами, вынуждены искать в себе новые творческие ресурсы и расти.
После таких
реценций меня иногда критикуют: «Вот ты безудержно хвалишь маленькие «русские» театры,
а к «Гешеру», серьезному и профессиональному театру, так суров!». Во-первых, я
не всегда хвалю, и не всегда безудержно. Во-вторых, объективная критика – это
еще и учет некоторых важных обстоятельств. Хорошо быть профессионалом, когда
театр получает государственное финансирование в десятки миллионов шекелей, когда
режиссер может в одном спектакле для украшения сценографии повесить 200 ламп на
фантастическую сумму. А попробуйте оставаться оптимистом и делать искусство с
нищенским бюджетом, с актерами, не получающими зарплаты! Полагаю, что в оценках
должна быть элементарная справедливость.
Комментариев нет :
Отправить комментарий