понедельник, 25 ноября 2013 г.

Пора создать Театр алии!

Режиссер Виталий Новик вернулся с фестиваля «ПостЕфремовское пространство», который проходил в Пермской области. Он переполнен впечатлениями и считает необходимым внедрить в Израиле модель росcийского провинциального театра!




- Виталий, что вы привезли на фестиваль и как оценили вашу работу?

- Мы показали спектакль «Танго любви» по пьесе Валентины Аслановой. В нем играют Мария Мушкатина и Светлана Демидова. Получили приз «За лучший актерский дуэт».  

- Фестиваль «ПостЕфремовское пространство» проходил в Перми?

- Нет, не в Перми, занимающей сегодня важное место в российской культуре, а в Березниках – втором по величине городе Пермской области.

- Не свидетельствует ли это об угасании интереса к фестивалю «ПостЕфремовское пространство»?

- Что касается наследия Олега Ефремова, то на эту тему мне довелось говорить на устроенном организаторами фестиваля круглом столе. Я сказал, что Ефремов – не только выдающийся режиссер и актер, но реформатор русского театра. Уже мало кто помнит, что до него в советском театре царила скука, насаждавшаяся сверху «система Станиславского». Я привел пример: один старый актер рассказывал мне, как в конце 1940-х у них в театре вывесили приказ: «С первого числа работать по системе Станиславского!». Открытия Станиславского, тонкого, вдохновенного художника, превратили в догму, в чем он не виноват. Ефремовский «Современник» стал первым зеленым росточком, пробившим бетонную плиту кондового, казенного советского театра.

- Почему же фестиваль не проходит в столице?

- Заложившая традицию этого фестиваля дочь режиссера Анастасия Ефремова убеждена, что классическая русская театральная школа уходит в провинцию. Столица переелась культурой, там театры работают на потребу «массы»: попроще и позрелищней. Антрепризный бум, позволявший небольшим группкам халтурщиков легко и быстро делать деньги, распространяется на стационарные театры.

- У вас не было возможности увидеть картину сегодняшней российской театральной провинции?

- Именно благодаря фестивалю в Березниках я получил такую возможность! Там были представлены замечательные театры, сформировавшиеся вдали от Москвы и Петербурга. В российской провинции происходят невероятные для меня события: туда переезжают многие серьезные, уже состоявшиеся режиссеры. Провинция их зовет работать!

Яркий пример – Березниковский театр. В этом городе раньше были только шахты – калий, титано-магниевая руда... И вдруг власти города создают сказочные условия для местной труппы. Я спросил мэра, чем он объясняет такие затраты на театр. Он ответил: «Я хочу, чтобы Березники стали полноценным городом. Это невозможно без культуры. А база культуры – это театр». И он прав. Я был потрясен тем, как шахтерский город любит театр. Мы там сыграли два спектакля за день – ни одного свободного места, на балконе негде стоять! И так – все десять дней фестиваля.

- Есть и другие прецеденты расцвета театра в российской провинции?

- Приз за лучшую режиссуру получил Владимир Орнев. Когда-то он был одним из авторитетных московских театральных деятелей. Его пригласили в Хабаровск, предложили такие условия, от которых режиссер не может отказаться. Теперь он говорит: «Я редко приезжаю в Москву и неспособен долго там находиться: невозможно видеть эту «культуру»!»

Мало кто слышал о молодежном театре Старого Оскола. Больше был известен тамошний памятник маршалу Жукову. Но городское руководство пригласило известного театрального педагога Семена Лосева. Он ставил спектакли и преподавал в Ленинграде, Риге. Оттуда уехал в маленький город, и городу это нужно. Люди понимают, что театр не просто повысил свой уровень – сегодня именно он задает уровень духовности местных жителей. Какой театр – такая в городе культура. Лосев набрал курс при своем театре. Его ученики работают и раз в полгода ездят в Ярославский театральный институт сдавать экзамены.

Я сравниваю все это с ситуацией в наших городах...

- Думаете, в маленьком Израиле возможна такая децентрализация театральной жизни?

- А почему бы и нет! Все зависит от культурного кругозора мэров. От них не добьешься даже выделения маленького помещения для хранения декораций. Я после своих спектаклей тащу декорации к себе домой и храню их на балконе...

Израильскому мэру невозможно втолковать, что значит театр для города, как он меняет интересы местного населения, его повседневную жизнь.

- А ведь во многих наших городах давно потеряли надежду получить хоть минимальную поддержку «русские» театральные коллективы.

- В последние десятилетия население Израиля резко увеличилось за счет  репатриантов, причем не только из бывшего СССР. Это предъявляет новые требования к городским театрам. Если в городе много «русских», театр должен временами переходить на русский язык. В Нетании он может быть и франкоязычным. В Израиле много людей, говорящих и по-английски, и по-испански. Почему до сих пор никому не пришло в голову создать Театр алии, который объединил бы под одной крышей разные языки, разные культурные традиции? Мне ответят, что алия почти прекратилась. Но ведь уже прибывшие репатрианты до сих пор не удовлетворили своих культурных потребностей, сформировавшихся в странах исхода. Театральная алия должна была гораздо в большей степени обогатить израильскую культуру. Все это еще можно сделать.            

2 комментария :

  1. Анонимный26 ноября, 2013 15:46

    Великолепное предложение!Очень многие с большим интересом познакомились бы с культурой репатриантов из других стран, и это не только театральные спектакли, но и концерты.

    ОтветитьУдалить
  2. Прекрасное предложение! В Израиле, как ни в одной другой стране есть возможность внедрить в практику драмы оперную традицию исполнения произведения на языке оригинала.

    ОтветитьУдалить