Всероссийская
премьера «Легенды номер 17», восхваление фильма всеми государственными
телеканалами, демонстрация его за рубежом, личное участие в этой кампании
Владимира Путина вызвали у меня огромное желание увидеть рекламируемый шедевр.
Я старательно
всматривался в каждый кадр фильма, снятого режиссером Николаем Лебедевым по
сценарию Михаила Местецкого и Николая Куликова. Не находя ничего гениального, я
уговаривал себя, что если картину о Харламове так превозносят, то должны в ней
быть какие-то художественные откровения. (Так когда-то Юрий Олеша – не мне чета
– вчитывался в статью «Сумбур вместо музыки» и казнил себя за то, что не
понимает музыкальных вкусов гениального критика).
Терпеливо
досмотрев фильм до конца, я остался в недоумении. Почему всей России навязывают
этот фильм, как когда-то навязывали дискуссии о языкознании и обсуждение «Малой
земли» и «Целины»?
Почему вообще
вдруг создается культ Харламова? Был он великолепным хоккеистом, но были не
менее талантливые. Трагическая судьба ничего не добавляет к его спортивным
достоинствам. Будем откровенны, в аварии попадали многие чемпионы – из-за
спортивной страсти к скорости, из-за звездной самоуверенности и... из-за
«нарушений режима». В таком сюжете нет никакой философской основы для произведения
искусства.
Что есть – так
это неумеренная страсть президента России к спорту и попытка навязать
спортивные праздники в качестве одной из «духовных скреп» наряду с памятью о
победе над нацизмом. Но Харламов не брал Берлин...
Фильм скучно
вычерчивает путь спортсмена, от дебюта в провинциальной команде до суперсерии в
Канаде. «В здоровом теле – спортивный дух»: эта приевшаяся формула напоминает,
что мускулистое тело – только вместилище духа! Вспоминается анекдот. Девушка
знакомится с боксером, долго встречается с ним и в конце концов раздраженно
спрашивает: «Слушай, ты где-нибудь бывал кроме нокдауна и нокаута?»
Выдающийся бегун,
чемпион Олимпийских игр Питер Снелл сказал: «Главное, что дал мне спорт, это
уверенность в себе. Теперь я могу применить ее в других областях жизни». О том,
что спорт - это модель бытия, замечательно писали Лондон, Хемингуэй. Можно
снимать замечательное кино о спорте, но для этого надо иметь такое поэтическое
мироощущение, такую философскую широту, как у Куросавы в «Гении дзюдо».
У создателей
«Легенды номер 17» системы духовных координат нет. Поэтому к чемпионской
биографии добавляются «украшения»: бег с быками в испанском городе или
посещение... морга для встряски впавшего в депрессию хоккеиста. Бессмысленная
выдумка сценаристов: мистическая связь между тренером и учеником – не поехавший
в Канаду Тарасов чертит на пустой площадке траекторию, по которой Харламов за
океаном поражает ворота!
В фильме нет даже
нормальной лав-стори. Герой взбирается по стене, чтобы преподнести девушке
цветы, – зритель краснеет от затасканности эпизода. Любовная линия не развита и
непрофессионально обрывается.
Поскольку фильм
биографический, раздражает искажение фактов. Тарасов увел команду с площадки
совсем не перед поездкой в Канаду - и ни за что не сделал бы это на глазах у
Брежнева. Играющий Тарасова Олег Меньшиков - моложавый и стройный, а Тарасов в
1972 году был тучным, с одышкой. В то же время, чтобы возвысить Тарасова за
счет поставленного вместо него во главе сборной Боброва (Александр Яковлев) последний
выведен дряхлым старичком. Но Всеволод Бобров родился в 1922-м и был на 4 года
моложе Тарасова. Гениального футболиста и хоккеиста стоило изобразить
привлекательней.
Героизация
суперсерии глупа: показывается только первый матч, выигранный сборной СССР, а
серию она проиграла. Но самое ужасное – изображение канадских асов как тупых,
агрессивных питекантропов (тут срабатывает «глубокий» замысел: Харламов
вспоминает увиденных в детстве разъяренных быков). Явственно ощущается
насаждаемая в современной России неприязнь к Северной Америке. Спорт требует
уважения к соперникам. Канадские хоккеисты в культурном отношении уж никак не
уступали советским. Выдающийся канадский вратарь Кен Драйден (кстати, бакалавр
юриспруденции) в своей книге о суперсерии с мягкой иронией писал о том, что
русские хоккеисты даже в ресторане появлялись в любимых физкультурных
костюмах...
Играть
исполнителю главной роли Даниле Козловскому нечего – разве что перманентную
радость от забитых шайб. Светлана Иванова (жена Харламова) обаятельна, но не
получила вразумительного текста. Олег Меншиков всегда хорош, однако переписать
сценарий он не мог. Наверное, только из-за раздутого бюджета на съемки
пригласили самого Даниэля Ольбрыхского, но стыдно было предлагать ему ходульный
образ прожженного канадского менеджера.
По-моему, даже
при тоталитаризме в Советском Союзе бывали спортивные фильмы получше. Сегодня в
России кинорежиссеров держат на коротком поводке государственного
финансирования. Власть превращает кино в инструмент воспитания. Но делает это
очень топорно.
Почему репатрианты стремятся обливать Россию грязью?
ОтветитьУдалить28.03.2014 13:06 Владислав Богуславский
Я не вижу необходимости обливать свою родину, где столетиями жили мои предки, грязью. Я не понимаю, причем здесь пропаганда России? Я предпочитаю относиться с уважением к богатейшей культуре России, своему происхождению, сохранять свои моральные и нравственные ценности.
...
Мне непонятны нападки русских израильтян, озлобленных и агрессивных, испытывающих странное чувство ненависти ко всему русскому и российскому. Думаю, что каждый свободен писать, что хочет, если это не оскорбительно для других. Не думаю, что своими словами о России или этой публикацией я кого-то оскорбил или задел чьи-то чувства. Но если это случилось, то извините.
СПРАВКА IzRus
Владислав Богуславский - руководитель общественной организации ШЕМЕТ ("Истоки, лидерство, культура").
http://izrus.co.il/obshina/article/2014-03-28/24034.html