Репертуар наших
театров рассчитан, мягко говоря, не на интеллектуалов. Поэтому публика с
серьезными запросами поспешила на премьеру «Электры» в Камерном театре. А у
русскоязычных зрителей особый интерес к этому спектаклю...
Современные
драматурги любят переделывать античные трагедии, чтобы они звучали не так
«скучно». Но молодой режиссер Кфир Азулай смело взялся за «Электру» в версии
Софокла. Он не видел здесь ничего экстраординарного, так как и раньше ставил в
разных театрах спектакли, в которых не рассказывал зрителю занимательные
истории, а предлагал ему задуматься о роковых обстоятельствах, требующих от
рядового человека мужества мысли и поступка. Для успешного диалога с залом
Азулай, тонко чувствующий авторский стиль, каждый раз находит другой
эстетический код.
Стиль – главное в
«Электре». И тут очень велика роль сценографии и костюмов Полины Адамовой.
Не считая себя «госпожой-оформителем», она мыслит концептуально, и ее
пластические решения становятся частью режиссерского замысла.
У греческих
драматургов трагизм высекается из столкновения их героев с непреодолимой силой
– Роком. Азулай перемещает акцент с этой космической подоплеки на страсти
людей, не отдающихся воле судьбы и мучительно принимающих собственные решения.
В центре
спектакля - нравственный поединок между Электрой (Оля Шур-Селектар) и ее
матерью Клитемнестрой (Елена Яралова). Клитемнестра оправдывает убийство своего
мужа Агамемнона ею и ее любовником Эгистом (Игаль Закс) тем, что победитель
Трои для успешного пути на войну принес в жертву ее дочь Ифигению. Оценки Электры
взвешенней и убедительней. Она напоминает, что жертва позволила кораблям
наполнить ветром паруса и достичь Трои – это стало торжеством ахейцев. Мать же
убила Агамемнона из личной ненависти и сделала царем Эгиста, не имевшего на то
никаких прав.
На усиление главного драматического конфликта работает организация сценического пространства. В спектакле нет ни дворцов, ни античных пейзажей – действие сосредотачивается на крохотной площадке. Борьба любви и ненависти, жизни и смерти, подлости и справедливости передана тремя цветами: черным, белым, красным. Это первозданная стихия безгрешной чистоты, надвигающаяся на нее тень Рока и кровь, рассуждающая споры в жестоком мире.
Очень удачно
вплетается в метафорическую ткань спектакля видео-рефрен: маленькая Электра у
тела убитого Агамемнона. Фрейдистский мотив, вполне легитимный в современной
интерпретации античной драмы.
Не следует искать
в сложно построенном спектакле тех упрощенных политических аллюзий, которые
эксплуатируют многие израильские режиссеры. Его коллизия разрешается в нравственной
плоскости. Электра побеждает преступников не бойцовской мощью пришедшего ей на
помощь брата Ореста (Уди Ротшильд), а силой человечности. Оля Шур-Селектар
играет трогательно худенькую, физически слабую девочку, которая страдает, колеблется, долго
решается, но поверх жалкого рубища надевает шинель – одежду воина. Ее
беспощадность в мщении – это высшее торжество справедливости.
В исполнении
Яраловой Клитемнестра прекрасна, величественна и словно закована в лед, от
которого отскакивают обвинения дочери. Но, как сказал гораздо позже Софокла
другой гений: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Клитемнестра,
озабоченная только своей безопасностью, рада мнимой смерти сына и собирается
сгноить в заключении бунтующую дочь. Электра побеждает не потому, что приводит свой
приговор в исполнение, а потому что и после этого остается человеком. Стоя у
трупа Клитемнестры, она приподнимает закрывающую ее простыню и долго смотрит на
нее в последний раз: это враг, но это мать...
Должен
предупредить, что спектакль совсем не легок для восприятия. Софокл – не
развлекательная литература, а кроме того ивритский перевод Аарона Шабтая тяжеловат
и давно устарел. При нынешних экономических трудностях на каждую постановку
классики новых переводов не напасешься. Но все равно работа Кфира Азулая,
Полины Адамовой, талантливых актеров – яркое событие театральной жизни. И
приятно лишний раз констатировать, как обогатила наша алия израильский театр.
Комментариев нет :
Отправить комментарий