Посмотрел я на
первом российском канале четырехсерийный фильм «Слава» и понял, что не случайно
президент России позирует, забивая шайбы. Можно не сомневаться в том, что в его
стране третьей по значимости духовной скрепой – после Парада Победы и
сакральности Крыма – становится хоккей! Впрочем, сам фильм я ругать не
намерен...
Первая демонстрация
мини-сериала о Вячеславе Фетисове проходила скромней, чем шумная всероссийская
премьера фильма «Легенда № 17». Дело не в том, что Валерий Харламов – более
крупная величина в истории хоккея. Вопрос спорный: Фетисов все-таки кроме
аналогичных титулов еще и дважды выигрывал в НХЛ Кубок Стэнли. Дело в том, что
оба они – хоккеисты, и налицо неторопливая, но последовательная, основательная
работа министра культуры Владимира Мединского по созданию героической
киноэпопеи об отечественном хоккее.
Нельзя не
напомнить, что Мединский возглавляет Военно-исторический комитет, без
высоконаучной экспертизы которого сегодня ни один фильм не получит бюджета. У
продюсера картины «Слава» и соавтора его сценария Алексея Пиманова проблем с
государственным финансированием нет – он давно и плодотворно работает на
российском телевидении. Задачи понимает: «Наша молодежь должна воспитываться на
наших легендах. С выходом фильма «Легенда № 17» лед тронулся. И нужно двигаться
дальше, чтобы процесс не останавливался».
Должен объективно
отметить, что фильм «Слава», поставленный режиссером Антоном Азаровым, не вызывает такого раздражения, как «Легенда». Канонизация Харламова была топорной
и профессионально неумелой. Беспомощный сценарий, в котором ни одна фабульная
линия не доведена до конца, не могли компенсировать ничем не мотивированные
операторские изыски. Не было характеров, из-за чего актерам играть было нечего.
Фильм о Фетисове,
прямо скажем, не шедевр, но сделан аккуратно, без провалов и нелепиц. Биография
замечательного хоккеиста пересказана добросовестно. Актеры играют неплохо – особенно
Евгений Пронин и Любава Грешнова, снявшиеся в ролях Фетисова и его любимой
женщины.
Порадовало
отсутствие насаждаемого ныне в России антиамериканизма. Заморские хоккеисты не
выглядят тупыми гориллами, как в «Легенде», да и не занимающиеся спортом
американцы показаны людьми приятными, доброжелательными. С похвальной
откровенностью создатели фильма сопоставляют нищету советских больниц и
суперсовременный уровень американских клиник.
Пожалуй, лучшее в
фильме – история борьбы Фетисова с советской системой за право играть в НХЛ. Не
знаю, было ли на самом деле организованное КГБ избиение Фетисова с целью его
запугивания, но такой метод «работы» с нелояльными гражданами в органах
практиковался, а сцена расправы в фильме сделана здорово. Даже удивительно в
современном российском контексте! Впрочем, постановщики картины точно соблюдают
пропорцию: это ведь горбачевские времена, которые при Путине ругать разрешено и
даже рекомендуется.
И всё же на весах
искусства фильм «Слава» тянет не так уж много. Это среднее кино, которому не
позволили подняться до более высокого эстетического уровня не творческие
качества его создателей, а объективные причины.
Тот факт, что
человек бегает быстрее других, точно попадает кулаком в живот и в нос соперника или
умело загоняет шайбу в маленькие ворота, – вызывает восхищение спортивных
болельщиков, но не является предметом искусства. Чтобы вдохновить художника,
спорт должен стать поводом для осмысления более сложных духовных проблем. Увы,
нельзя найти духовную составляющую в пропагандистской направленности фильма
«Слава».
Путинская Россия
не находит никаких общенациональных ценностей кроме Парада Победы,
проводимого не для фронтовиков, а для начальства, и выдуманной сакральности
Крыма для страны, давно живущей не по заповедям. Эту пустоту президент державы
заполняет только спортом и особенно культом хоккея. Он не понимает, что сегодня
хоккейные баталии с истерическими криками телекомментаторов не могут приобрести
такой популярности, как в советские времена, когда у людей не было нормального
досуга. Путин затевает даже Всероссийский фестиваль по хоккею в любимом Сочи и
в финальном матче лично забивает 8 шайб! Это не менее эффектно, чем его
выныривание из морских глубин с древними амфорами в обеих руках.
Хоккейным
психозом угодливо проникаются приближенные президента. Спикер Госдумы Сергей
Нарышкин, высказываясь о возможности визита Путина в Японию, заявляет: «Шайба
сейчас на стороне Японии»...
У российских
кинематографистов непочатый край хорошо оплачиваемой работы: еще не сняты
фильмы о братьях Майоровых и Старшинове, о Локтеве-Альметове-Александрове, о Коноваленко,
о Рагулине. Прекрасные были хоккеисты. Правда, непонятно, почему наши мастера
культуры и их идейные наставники не видят другие легенды той эпохи, людей, никак
не менее героических и мужественных: Петра Капицу, Василия Гроссмана, Варлама
Шаламова, Петра Григоренко, Владимира Буковского, Андрея Сахарова...
Можно ли выжать
из фильма «Слава» что-то кроме жизнеописания хоккеиста? Тут есть попытка
сделать это. В финале Фетисов, вернувшийся в Москву, оказывается на дворовой
ледовой площадке, где его окружают восторженные юные хоккеисты. Как бы
символика: будущее России – новые спортивные звезды, новые победы.
При очевидной
недостаточности этой исторической перспективы тут еще - прямая ложь. И в
советские времена за олимпийскими победами профессионалов, называвшихся
любителями, скрывались огромные государственные затраты, но никакая не «массовость».
А сегодня в России, чтобы быть здоровым и сильным, нужно много денег. Сегодня в
ругаемой Кремлем на все лады Америке проживают 60 тысяч усыновленных российских детей!
Причем это в основном инвалиды и хронические больные. И именно они, став
постарше, составили половину американских золотых медалистов на паралимпийских
играх!
Я не злорадствую
по поводу недавнего разгромного проигрыша российской сборной канадцам в финале
чемпионате мира по хоккею. Но сошлюсь на... прототипа фильма «Слава»! Как
говорит Фетисов, спортивные поражения – не трагедия, но плохо то, что в России
нет классных хоккеистов, кроме игравших на этом чемпионате, а Канада могла бы выставить
еще несколько команд, ни в чем не уступающих чемпионам. Вот такое будущее.
Вот такое кино...
Комментариев нет :
Отправить комментарий