Среди
театральных премьер запоминаются не обязательно шедевры или оригинальные
эксперименты. Уверен, что долгая жизнь на сцене «Бейт-Лесина» суждена спектаклю
«Актриса». Пьеса Гура Корена с мягкой ностальгической улыбкой описывает
театральную жизнь ишува, столкновение актерских амбиций накануне...
провозглашения Независимости. Мастерски сплетенная фабула, великолепная
режиссура, отличная игра – не такое уж частое сочетание в наших театрах!
На новый спектакль «Бейт-Лесина» стоит пойти уже потому, что его поставил Гилад Кимхи. Он представляет молодое поколение израильских режиссеров, отличается тонким чувством стиля и умением продумать конструкцию спектакля до мельчайших деталей. Что важно – Кимхи никогда не возьмется за слабую драматургию. Он угадал в пьесе еще не «раскрученного» автора возможности для создания небанальных характеров и изображения «хрестоматийных» событий без пафоса, с доброй улыбкой.
Действие пьесы
происходит в 1947 году. Шломит Яновски (Нета Гарти), молоденькая репатриантка
из Польши, недавно окончившая студию при «Габиме», беззаветно предана театру.
Увы, в скромных условиях того времени она вынуждена за гроши выступать в
кабаре, сопровождая уже популярную певицу Шошану Дамари (Эти Вакнин-Собер). Шломит
поглощена мечтами о карьере, успехе и совершенно не задумывается о том, что евреи
борются за скорейшее возрождение своего государства, что совсем рядом кто-то
рискует жизнью в схватках с британцами. Но об этом ей напоминает старший брат – боец
ЭЦЕЛа по кличке «Боаз» (Надав Найтс). Согласно его замыслу, хорошенькая сестра
должна завести знакомства с британскими офицерами...
Шломит не очень
годится в подпольщицы, но – надо же – привлекает внимание высокопоставленного
сотрудника британской администрации Адама Шинвелла (Лирон Баренс). Он молод,
импозантен и вообще не англичанин, а еврей и к тому же страстный театрал! Хотя
Шломит проваливает задания брата, ей неслыханно везет: Шинвелл получает из
Лондона указание создать англо-палестинский театр и стать его руководителем. Увлеченный Шломит, он предоставляет ей главную роль в «Ромео и
Джульетте». Но, пока дебютантка наслаждается овациями, радио сообщает об
историческом голосовании в ООН. Британцы спешно эвакуируются...
Трудно
определить, какой жанр выбрал режиссер. Это не историческая драма, не комедия,
не сатира (к которой сегодня охотно прибегают наши театры, обращающиеся к
сионистской тематике). В спектакле Гилада Кимхи действуют реальные лица,
включая Натана Альтермана, Гилу Альмагор и даже владельца тель-авивского бара, с которым поэт
никогда не расплачивался за коньяк. Тут разворачиваются реальные события –
охота ЭЦЕЛа на англичан, прибытие «Эксодуса», но все это изображается сквозь
ностальгически-ироническую дымку, иногда слегка шаржированно. Для того, чтобы
соблюсти пропорцию, нигде не «пережать», нужен отменный вкус, в котором Гиладу
Кимхи не откажешь.
По содержанию
пьесы можно понять, что получился интеллигентный спектакль, рассчитанный на
тех, кто понимает искусство, любит израильскую историю и обладает чувством
юмора. Он легко смотрится, но не легковесен, ибо заставляет задуматься о том,
что интересы еврейского государства не всегда сочетаются с личными планами и
ради процветания нашей страны приносилось в жертву очень много разнообразных
талантов.
Такие спектакли –
элегантные и красивые - праздник для актеров. В «Бейт-Лесине» сильная труппа.
Но, конечно, «Актриса» - это бенефис Неты Гарти, и она его заслужила.
Комментариев нет :
Отправить комментарий