суббота, 28 ноября 2015 г.

Что они делают с нашей культурой?

Я никогда не был в восторге от российской телепередачи «Умницы и умники». Но сегодня утром был удивлен предложенной темой и вопросами...

Ведущий программы Юрий Вяземский предложил ее участникам тему: «Михаил Александрович Шолохов». Меня это сначала удивило, но потом я понял, что для сегодняшней российской ситуации такой выбор совершенно нормален.

Я сам по образованию филолог и преподаватель русской литературы. Какое-какое мнение о Шолохове у меня давно было. В «Тихом Доне» есть гениальные куски, заслуживавшие Нобелевской премии. Но биография автора не стыкуется с этим текстом! Получается, что Шолохов писал первую часть романа в двадцать лет. В его эпическую панораму попадают все слои общества. Человек, окончивший четыре класса гимназии и советские налоговые курсы, не мог воссоздавать разговоры в дворянской среде, в Генеральном штабе, да и многое другое.

Не буду вникать в дискуссии и версии о «краже» романа Шолоховым. Лучший исследователь творчества Шолохова Зеев Бар-Селла замечально назвал свою работу: «Тихий Дон против Шолохова»! Он убедительно показал, что в тексте романа видны «швы» - следы неумелого редактирования гениального текста грубой рукой менее талантливого человека. Детективных разгадок этой тайны, мы, возможно, никогда не узнаем.

Смелость «Тихого Дона» не совместима с подлостью «Поднятой целины», оправдывавшей (с жалкими реверансами и прибаутками) самое страшное преступление большевиков – коллективизацию. Во всем, что написал Шолохов до и после «Тихого Дона», виден несомненный литературный талант, который отдаленно не приближается к гениальности.

Советская власть поставила на колени и заставила унижаться многих крупных писателей. Но никто из них не мог сравниться с Шолоховым (и это тоже ответ на вопрос о его писательском уровне!) с его развязными, бескультурными выступлениями на съездах, хамскими нападками на коллег по писательскому цеху, окровенными доносами на Пастернака, Солженицына, Синявского и Даниэля.

Как бывший педагог я знаю одно: для такого конкурса, как «Умницы и умники», где требуются точные ответы на задаваемые вопросы, нельзя предлагать литературную фигуру неоднозначную и даже сомнительную. Это знает лучше меня Юрий Вяземский, человек блестящий – писатель, ученый, заведующий кафедрой мировой литературы и культуры в МГИМО. После всего, что узнали в России о преступлениях большевистского режима, нельзя позволять детям с бесстрастным видом говорить о «Поднятой целине» и без критической оценки цитировать отзывы Шолохова о Солженицыне.

Впрочем, беда в том, что уже в процессе отбора участников передачи «Умницы и умники» почему-то предпочтение отдается мальчикам и девочкам с бесстрастными лицами. Их вполне устраивает вызубривание заданной темы, после чего от них требуется не высказывание собственных мыслей, а называние фактов и точное цитирование. Это дети, учившиеся в эпоху унифицирования преподавания истории в российской школе. Согласно этой единой методике, Сталин был выдающимся менеджером, а коллективизация, ГУЛАГ, соглашение с Гитлером оправдывались достигнутыми результатами, заботой о мощи и безопасности страны. В нынешнюю эпоху под контроль Кремля взяты СМИ и ведется грубое наступление на культуру, искусство. Опять превозносятся классики соцреализма.

Всё это, без сомнения, понимает Юрий Вяземский. Но он получает профессорскую зарплату на переднем крае идеологической войны – в МГИМО. Он делает то, чего от него требуют. Пусть юные умники и умницы блистают ответами на вопросы-подсказки типа: «В какой французской газете был напечатан «Тихий Дон»?» – не размышляя ни об авторе этого романа, ни о смысле того, что он написал. В конце концов это ведь не передача «Что? Где? Когда?», в ходе которой надо искать собственные ответы на вопросы.

Жалко этих умников и умниц, которые пугливо смотрят на ведущего, на судей и ищут в их глазах одобрения не только ответов, но и тона высказываний. Им неважно, будут ли их считать умными, - им так нужно поступить вне конкурса в МГИМО!

Мы видим куда более живые детские лица на уроках литературы Дмитрия Быкова. Мне приходилось его поругивать за другие вещи, но не подлежит сомнению то, что он учит детей самостоятельно и нестандартно думать, не боится откровенно обсуждать с ними мрачные периоды истории их страны. Правда, Быкова с его настоящими умниками приглашают на канал RTVi, который не транслируется в России.

В России культуру начинают третировать не только новые Сусловы. Боевики с крестами на груди и воскресшие шолоховские казаки запугивают «умничающих» художников, бесчинствуя на спектаклях и в выставочных залах. Интеллигентней, однако не менее последовательно свою роль играет и Юрий Вяземский, профессор МГИМО, член Патриаршего совета по культуре.

Но русская культура – не собственность временщиков, изъясняющихся на сленге питерской шпаны. Это и наша культура – тех, кто усвоил и любил ее с детства, а сейчас имеет возможность смотреть передачи RTVi. Нам больно за нее.

Комментариев нет :

Отправить комментарий