Иерусалимский театр «Хан»
редко разочаровывает. Его руководство отличается снобизмом в самом лучшем
смысле: оно не позволяет ставить примитивные комедии и мелодрамы, которыми
другие театры пытаются завлечь невзыскательного зрителя.
В «Хане» премьера
- «Перегородка» по пьесе Эйнат Якир. Эта писательница в 2000-е годы получила
немало литературных премий. Ее родители прибыли в Израиль из СССР в 1970-е
годы. Эйнат, видимо, знает русский язык, так как перевела на иврит «Муху-Цокотуху»!
Для наших «русских» теоретиков, сопровождающих горестными всхлипываниями
изучение проблем детей репатриантов, Якир являет собой неинтересный пример,
поскольку благополучна, ни на что не жалуется.
Уже в первой
сцене спектакля становится ясно, что реализма, добросовестного
воспроизведенного быта мы не увидим. В маленькой, нищей комнатке живут супруги неопределенного
возраста - Илана (актриса Нили Рогель) и Ноах (Йоси Эйни). Они почти не
общаются. Илана целый день слоняется по комнате среди горшков с засохшими
цветами, неодетая, непричесанная. Ее единственное занятие – изготовление кукол,
которым она наклеивает на лица... газетные передовицы! Внезапно супруги
получают извещение от домовладельца, требующего немедленно освободить комнату.
Ноах воспринимает это как сигнал к реализации давно вынашиваемого плана - бросить
надоевшую ему жену. После его бегства появляется хозяин квартиры Цали (Нир
Рон), который заявляет Илане, что сам остался без жилья и потому намерен здесь
жить. Она отказывается уходить, напоминая о его вине перед ней: когда-то он
задавил на своей машине ее ребенка, после чего поклялся, что будет вечным
должником Иланы и Ноаха...
Такие жутковатые
сюрреалистические сюжеты ассоциируются с театром абсурда Ханоха Левина. Русскоязычный
зритель вспомнит написанные в том же духе рассказы недавно умершего Юрия
Мамлеева или «Жизнь с идиотом» Виктора Ерофеева. Это литературное направление
философски противопоставляет себя традициям классической литературы,
«психологизм» которой основывался на идеализации героев и обстоятельств.
Сегодня писатели не боятся честно живописать распадающийся мир засохших чувств,
где люди не похожи на чеховских интеллигентов и отчуждены друг от друга.
Известный
режиссер Одед Котлер (в давние времена получивший в Канне приз за лучшую мужскую
роль) тонко чувствует стилистику Эйнат Якир и мастерски балансирует на той
грани абсурда, которая позволяет сохранить на сцене пусть деформированные, но
трогающие зрителя человеческие души и мрачную логику отношений между персонажами. Спектакль многозначен, каждый зритель
вправе по-своему интерпретировать увиденное. Важные компоненты постановки -
сценография Фриды Клапхольц-Авраами и музыка Боаза Шхори. Но особенно
впечатляет игра. Я давно наблюдаю за небольшой труппой «Хана». Актеры, которым
предлагается сложный и разнообразный репертуар, не обрастают штампами, как в
других театрах. Они растут и расширяют свой профессиональный арсенал.
Комментариев нет :
Отправить комментарий