вторник, 27 августа 2019 г.

«Пред сфинксом с древнею загадкой...»

Я много лет слежу за работами театра «ZERO», но совсем недавно познакомился с существующей при нем студией «Верю!» Она объединяет людей разного возраста и разных профессий, которые увлечены театральным искусством и профессионально работают над своим актерским мастерством под руководством Марины Белявцевой и Олега Родовильского. На днях я побывал на очередной премьере студии – спектакле «С любовью от...» по пьесе английского драматурга Лионеля Гольдштейна.

 

Постановки студии «Верю!» надо оценивать безо всяких скидок. Репертуар у нее очень серьезный, спектакли отмечались призами на международных фестивалях. Главное – актеры переняли от своих наставников любовь к интеллектуальному театру и яркой образной форме, умение с предельной тщательностью прорабатывать каждую роль.

«С любовью от...» (в оригинале – «Гальперин и Джонсон») относится к жанру пьесы-диалога. На кладбище встречаются два немолодых человека: бизнесмен Давид Гальперин (актер Вениамин Куперман), похоронивший любимую жену Флоранс (Кристина Головчинер), и бывший бухгалтер Эдуард Джонсон (Давид Циновой), со странным упорством настаивающий на беседе с безутешным мужем. В конце концов ему это удается. Обмен воспоминаниями вызывает у Давида потрясение: оказывается, его преданная, любящая жена всю жизнь встречалась с другим мужчиной! Эдуард был первой любовью юной Флоранс, после чего ее сердцем завладел Давид. Жена не изменяла Давиду, ее встречи с Эдуардом были редкими и чисто платоническими. Но тем сильнее ревность и ярость Давида: ведь для него Флоранс была заботливой подругой, домохозяйкой, он как человек состоятельный покровительственно относился к супруге и невысоко ценил ее кругозор, а со скромным бухгалтером она беседовала об искусстве, обсуждала любимые оперы! В свою очередь и Эдуард не скрывает озлобления против Давида: он не сомневается в том, что был духовно тоньше, по-человечески интересней своего соперника, но почему умная, нежная Флоранс предпочла брутальность, напор самоуверенного дельца!..

Пьеса Лионеля Гольдштейна, казалось бы, предоставляет актерам минимум возможностей. Здесь нет действия  - главные события выплывают  из прошлого только в воспоминаниях героев. Сами они уже не способны на былые порывы и страсти и только говорят, говорят – то устало-примирительно, то ожесточенно-запальчиво...  Всё это очень трудно играть. От актеров требуется мастерское владение нюансами – пластикой, точным жестом, разнообразием интонаций. Вениамину Куперману и Давиду Циновому удается создать два ярких, во всём противоположных характера и поддерживать драматическое напряжение с первой до последней сцены. Они не просто рассказывают две параллельные истории, но наполняют их сиюминутным переживанием. Современного зрителя, отвыкшего, что греха таить, от романтики, захватывает душевный максимализм  двух соперников-антагонистов, но по ходу спектакля он еще и о многом задумывается.

Как таинственна и непостижима природа Женщины! Мужчины любят упрощать отношения со своими подругами и женами, не догадываясь, что находят в них именно то, чего хотят. Одному нужна ответная страсть – и он ее дождется. Но Женщине хочется еще нежности, поэзии, духовного общения – и это она получает в невинной дружбе с другим. И напрасен запоздалый спор двух ревнивцев. Давид наивно полагал, что навсегда завоевал Флоранс своей силой, темпераментом. Но нечем кичиться и Эдуарду, интеллигентно уступившему свою любовь, довольствовавшемуся разговорами об опере и соглашавшемуся целовать только... перчатку.

 

Эта Женщина появляется в спектакле, возникая из небытия, пытаясь хотя бы после своей смерти умиротворить двух мужчин. Она молча проплывает по сцене, и только музыка Бизе напоминает о вечной загадке Любви и вечной неспособности мужчин ее разгадать... Вряд ли нужно объяснять, как трудна была задача актрисы Кристины Головчинер и какой оценки заслуживает ее работа!   

Спектакль «С любовью от...» - очередное свидетельство профессиональной зрелости студии «Верю!»  Не буду тратить эмоции, призывая всю «русскую» публику немедленно посмотреть эту постановку. Во-первых, в крохотном зале мест на всех не хватит. А, во-вторых, умному, тонкому театру требуется и соответствующий зритель...  

Фото: Александр Гор

Комментариев нет :

Отправить комментарий