Олег
Родовильский – один из самых серьезных наших «русских» режиссеров. Создатель
театра ZERO не умеет ставить веселенькие «пустячки»
для потехи публики. Родовильский предпочитает коллизии и страсти, которые не
развлекают, а потрясают. Это он продемонстрировал и в новом спектакле «Вечная весна».
«Вечная весна» -
знаменитая скульптура Огюста Родена. Он начал работу над ней вскоре после того,
как в его мастерской появилась Камилла Клодель. Возможно, именно любовь к юной
ученице вдохновила скульптора на создание одного из самых поэтичных его
творений.
Этот бурный роман
запечатлен в литературе, театре, кино, балете. Олег Родовильский не заимствует
готовых сюжетов и создает свою версию. Его художественный интерес вызывает не
просто романтическая любовь, а столкновение двух выдающихся творческих натур.
В интерпретации
Родовильского название спектакля содержит трагическую иронию. Самая сильная
любовь между двумя гениями не может быть вечной. Дело не в том, что Огюст был
намного старше Камиллы, и не в том, что он не мог расстаться с женой Розой
из-за комплекса вины перед ней. Гений – это постоянное самообновление,
отрешение от всего, что мешает двигаться вперед. Чтобы найти счастье в
обыкновенном земном чувстве, кому-то из возлюбленных следовало отказаться от
творческих порывов – а это было невозможно.
В спектакле
«Вечная весна» не так уж много текста – больше пластики (ведь герои – два
скульптора) и замечательной музыки, воссоздающей атмосферу эпохи (Рахманинов,
Сен-Санс, Дебюсси, Равель, Малер). Исполнители главных ролей Олег Родовильский
и Марина Белявцева обязаны быть достойными друг друга по уровню актерского
мастерства уже потому, что играют двух людей равного масштаба. Актерский дуэт
решает одинаково трудные творческие задачи.
Убедительно
сыграть гения невероятно трудно. А Родовильский играет уже сформировавшуюся,
зрелую личность – что угрожало создаваемому образу статичностью. Но он находит
в актерской палитре достаточный запас красок, чтобы его герой по ходу действия
открывал все новые грани своего могучего характера.
Камилла Клодель в
изображении Белявцевой претерпевает сложную эволюцию. Сначала это наивная
девушка, делающая первые шаги в искусстве и слепо переклоняющаяся перед великим
мастером. Потом восхищение сменяется страстной любовью, но в это чувство вскоре
подмешивается страдание, поскольку Роден не готов целиком соединить их судьбы.
На эту драму накладываются успех Камиллы как самостоятельного скульптора и
профессиональная ревность к учителю. Подогревавшиеся любителями сплетен
разговоры о том, что Роден «воровал идеи» у Клодель, вряд ли обоснованны: он
был в расцвете своего исполинского дарования и не успевал осуществить
собственные замыслы. В тонком исполнении Белявцевой подозрения ее героини –
симптом надвигающейся катастрофы...
Режиссер
оставляет биографам перелистывать черные страницы жизни Камиллы Клодель. Мы
напоследок слышим ее грустное и нежное обращение к любимому. Потому что такая
любовь – это «Вечная весна».
Олег Родовильский
и Марина Белявцева создали очень красивый, поэтичный спектакль, который – буду
откровенен – во всех нюансах доступен не каждому зрителю. Но то же самое можно
сказать и о великих личностях, предстающих на сцене! Для того и существует
искусство, чтобы мы тянулись к вершинам и старались больше постигнуть.
Комментариев нет :
Отправить комментарий